Back to top

Укроп и петрушка как биологически активная добавка к пище

Укроп и петрушка как биологически активная добавка к пище

Множество людей проявляет интерес к здоровому образу жизни, который в значительной степени определяется особенностями питания. Здоровое питание должно быть сбалансированным, включать в себя все необходимые компоненты с учётом индивидуальных потребностей, в том числе достаточное количество овощей, фруктов и зелени, или заменяющих их добавок. Не все, однако, продукты растительного происхождения одинаково безопасны в качестве пищевых добавок. Перечень растений, которые содержат сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества включает более 300 наименований, в том числе барбарис, крапива шариконосная, петрушка курчавая [1]. Хотя этот список время от времени пополняется новыми видами, петрушка обыкновенная и укроп огородный до сих пор в него не вошли, а, следовательно, могут свободно применяться в качестве пищевых добавок.

Помимо привычных способов использования укропа в кулинарии и медицине, учёные рассматривают новые области его применения [2]. Есть данные о том, что укроп обладает гиполипидемическим действием. Так, одно из исследований было посвящено определению влияния экстракта и таблеток из укропа на здоровье хомячков, получавших питание с высоким уровнем холестерина. Было показано, что употребление укропа положительно влияет на липидный профиль, содержание глюкозы в крови и ферменты печени хомяков [3]. В другом исследовании оценивали влияние употребления укропа на липидный профиль у человека. Показано, что при употреблении 1,3 г. укропа в день у пациентов отмечена тенденция к снижению уровня холестерина и липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) [4].

Известно, что наибольшее количество жиров содержится в плодах укропа. Полагая, что в пищу употребляют преимущественно листья укропа, интерес представляет вопрос о жирных кислотах (ЖК) в их составе, а также их вкладе в здоровый образ жизни. В экстракте листьев укропа были обнаружены α-линоленовая (52%), линолевая (23%) и пальмитиновая (19%) ЖК [5]. Следует отметить, что α-линоленовая (омега-3) и линолевая (омега-6) являются незаменимыми ЖК у людей [6].

В зелени укропа и петрушки содержатся водорастворимые (С и витамины группы B) [7-9] и некоторое количество жирорастворимых витаминов (А, E, витамин К1 и коэнзим Q10) [10]. Выборочный анализ показал, что малое число людей интересуется своим уровнем филлохинона (форма витамина К1) и ещё меньшее число попадает в рекомендуемый интервал содержания [11]. Филлохинон способствует синтезу определенных факторов свёртывания крови и белков, участвующих в метаболизме костей. При его дефиците может развиваться остеопороз и повышаться риск переломов костей и кровотечений [12, 13].

В экстракте из листьев укропа и петрушки, приобретенных в продуктовом магазине, было обнаружено не более 0,9 и 1,1 мкг/г филлохинона, соответственно; в то же время витамины A, E и коэнзим Q10 обнаружены в следовых количествах. Экспериментально, путём включения в рацион добровольца значительных количеств укропа и петрушки в равных пропорциях, было установлено, что при дефиците филлохинона насыщающая доза составляет порядка 9 мкг (или 9 грамм свежего укропа или петрушки) на килограмм веса человека. Употребление такого количества зелени в сжатые сроки способно увеличить содержание филлохинона в сыворотке крови на 0,6 нг/мл. В то же время однократная насыщающая доза не оказывает влияния на баланс ЖК как в мембране эритроцита, так и в сыворотке крови, что объясняется незначительным содержанием ЖК в зелени. При нормальном уровне филлохинона в крови поддерживающая доза составляет не менее 1,8 мкг (или 2 грамма свежего укропа или петрушки) на килограмм веса человека в день [14,15].

Приведенные данные показывают, что для здорового питания важен не только качественный состав употребляемых продуктов, но и их количество в рационе. Так, укроп и петрушка, несмотря на их несомненную пользу, употреблённые в достаточном для здоровья количестве, были отвергнуты добровольцем в качестве пищевой добавки. В общем случае, здоровое питание, подкреплённое лабораторными исследованиями, позволит обрести уверенность в достаточной обеспеченности потребностей организма жизненно необходимыми компонентами.

Литература

1.         СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Приложение 5б.

2.         Кароматов И.Д., Садирова Д.Р., Кадырова Г.Х. Перспективное лекарственное растение укроп. Биология и интегративная медицина, 2017. 8: p. 23-40.

3.         Abbasi Oshaghi, E., et al., Lipid Lowering Effects of Hydroalcoholic Extract of Anethum graveolens L. and Dill Tablet in High Cholesterol Fed Hamsters. Cholesterol, 2015. 2015: p. 958560.

4.         Kojuri, J., A.R. Vosoughi, and M. Akrami, Effects of anethum graveolens and garlic on lipid profile in hyperlipidemic patients. Lipids Health Dis, 2007. 6: p. 5.

5.         Нижник А.Н., Парамонов С.А. Исследование состава жирных кислот листьев укропа (метод ГХ-МС). 2019. Неопубликованные данные.

6.         Запорожская Л.И., Гаммель И.В. Характеристика и биологическая роль эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот. Медицинский совет, 2012. 12: p. 134-137.

7.         Al-Yousofy, F., et al., Parsley! Mechanism as antiurolithiasis remedy. Am J Clin Exp Urol, 2017. 5(3): p. 55-62.

8.         El Rabey, H.A., M.N. Al-Seeni, and H.B. Al-Ghamdi, Comparison between the Hypolipidemic Activity of Parsley and Carob in Hypercholesterolemic Male Rats. Biomed Res Int, 2017. 2017: p. 3098745.

9.         Зуева Е.В. и др. Влияние Никосульфурона на изменение соотношения витаминов в укропе (Anethum graveolens L.). Земледелие, 2020. 5.

10.       Halder, M., et al., Vitamin K: Double Bonds beyond Coagulation Insights into Differences between Vitamin K1 and K2 in Health and Disease. Int J Mol Sci, 2019. 20(4).

11.       Статистическая справка. 2021, Клиника АрхиМед. За период с 2015 по 2021 годы из 1600 человек, обратившихся за определением уровня филлохинона в крови, только у 27 человек обнаружены повышенные значения, у 1250 – значения нормальные, преимущественно на нижней границе нормы (0,1 – 2,2 нг/мл).

12.       Fusaro, M., et al., Vitamin K plasma levels determination in human health. Clin Chem Lab Med, 2017. 55(6): p. 789-799.

13.       Shearer, M.J., Vitamin K. Lancet, 1995. 345(8944): p. 229-34.

14.       Ткачева М.И., Д.А. Белов, 2022. Витамин К. Трансляционная медицина: возможное и реальное. Эндокринология, с.12.

15.       Ткачева М.И. Укроп и петрушка как биологически активная добавка витамина К к пище // Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2022. Том 11, № 4 (41). С. 132-135.